Balanced Scorecard (BSC) - это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ключевых показателей, учитывающих все существенные аспекты ее деятельности (финансовые, производственные, маркетинговые и т. д.). Концепция Balanced Scorecard была разработана американскими экономистами - директором исследовательского центра Norlan Norton Institute Дэвидом Нортоном (David Norton) и профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Robert Kaplan) - и представлена в 1992 году. Однако, еще задолго до появления BSC существовали управленческие концепции, которые можно рассматривать в качестве ее некоего аналога. В частности, разработанная в 1932 году французским учёным Ж.Л. Мало панель управления Tableau de bord или концепция управления по целям Management by Objectives (MBO) Питера Друкера (1954 г.). В настоящее время к моделям, достаточно близким к методологии BSC можно отнести концепцию управления на основе экономической добавленной стоимости EVA®-based management Стюарта Штерна (1991 г.), модель стратегических карт Strategy Maps Лоренца Мейселя (1992 г.), систему оценки эффективности деятельности и роста Effective Progress and Performance Measurement (ЕР2М) Кристофера Адамса и Питера Робертсона (1993 г.), универсальную систему показателей Total performance scorecard Хьюберта Рамперсада (2002 г.) и ряд других. Потребность в таких системах объяснялась наличием нарастающего разрыва между бухгалтерской и рыночной стоимостью компаний. Так, если этот разрыв, согласно данным по 3500 американским компаниям, в 1978 г. составлял 5 %, то к 1998 г. по бухгалтерской стоимости компании недооценивали себя на 72 %, то есть бухгалтерская балансовая стоимость активов составляла менее 1/3 рыночной стоимости компаний. Причиной такого разрыва стало постепенное, но неуклонное увеличение стоимости нематериальных активов, таких как интеллектуальный капитал, инновации, репутация, в общей стоимости компаний. Стандарты финансовой отчетности (GAAP, IAS) не учитывали изменения природы активов компаний в постиндустриальную эпоху услуг, информации и инноваций. Неудивительно, что инвесторы стали при принятии решений отказываться от такого источника информации о состоянии компании, как бухгалтерская отчетность.